Работа психолога и психотерапевта подразумевает супервизию на протяжении всей профессиональной деятельности.
Супервизия – это универсальная форма поддержки психологов и психотерапевтов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом.
Что такое супервизия
Цель супервизии – помочь специалисту наилучшим образом ответить на потребности клиента.
Слова «супервизия», «супервизор» означают надзор или контроль и поэтому часто не имеют положительного звучания для многих людей. Они нередко ассоциируются с начальником или авторитетной фигурой в негативном смысле. Тем не менее в истинном и позитивном смысле «супервизия» означает «наблюдение за чьей-то работой». Если психолог-консультант не желает, чтобы более опытные люди контролировали его работу в смысле супервизии и обратной связи, то и он, и служба, которую он представляет, и консультируемый клиент подвергаются риску.
Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психотерапевта.
- В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать. Они также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих психотерапевтов.
- Супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами, а также уменьшить риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают терапевтов от профессионального одиночества.
- Супервизии также помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии.
- Европейская ассоциация психотерапевтов (ЕАП), основываясь на Страсбургской декларации, считает обязательным компонентом полного образования в любом психотерапевтическом направлении супервизию кандидатом своей практики у более опытного специалиста.
Есть ряд существенных причин, делающих регулярное посещение супервизий обязательным в практике психолога, особенно в первые годы практики, а еще лучше в момент получения образования (теория+ практика):
- Во-первых, любому психологу и психотерапевту полезен взгляд со стороны на его профессиональную деятельность. Возникающие между ним и клиентом переносно-контрпереносные отношения вне зависимости от типичного для данного вида психотерапии набора вмешательств искажают его восприятие и таким образом влияют на эффективность оказываемой помощи.
- Во-вторых, при освоении любой профессии необходим этап стажировки под руководством опытного специалиста – «наставника». Этот этап важен и при освоении психотерапевтического метода, когда супервизор помогает кандидату совершенствовать его технику.
- В-третьих, особенностью психотерапевтической помощи является ее конфиденциальность, что влечет за собой отсутствие наглядности при обучении. Супервизия позволяет преодолевать невозможность прямой демонстрации.
Еще одной причиной является то, что, разбираясь совместно с супервизором во взаимоотношениях с клиентом, психолог сталкивается со своими личностными проблемами, затрудняющими работу, что стимулирует его проходить личную терапию. Супервизор помогает осваивать технику, а не решает личностные проблемы, которыми тот занимается с психотерапевтом. А если возможности работать с квалифицированным супервизором нет, то такой взгляд со стороны может принадлежать любому коллеге. У этого коллеги есть неоспоримое преимущество – он не находится в эмоциональных отношениях с клиентом. По этой причине он может видеть то, чего не видит психотерапевт.
Супервизорская система – главными элементами которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью. Тому, кто только начинает практику, супервизионная поддержка необходима как воздух.
Функции супервизии
- образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта;
- поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов;
- направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые, пятна, уязвимые стороны, предрассудки).
Типы супервизии
Один на один
Заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить работу.
Групповая супервизия
- Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга.
- Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался.
- Происходит обмен опытом и знаниями.
Неформальная супервизия
Незапланированная консультация лицом к лицу или по телефону.
Кризисная супервизия
Незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям специалиста, привел к кризису. Происходит сразу после работы с клиентом.
Коснемся наиболее часто встречающихся убеждений и мифов, которые мешают осознать ценность этого процесса и стать его неотъемлемой частью.
1. Зачем мне туда ходить, если я сам психолог. Неужели я сам не разберусь в своей работе?
Самоанализ никто не отменял. Однако логика происходящего не всегда видна изнутри. В особенности, когда имеем дело с непростым случаем. Взгляд супервизора со стороны, мнение и поддержка группы могут помочь вовремя распознать суть конфликта, проблемы, станет яснее природа отношений с клиентом.
Часто психологу приходится сталкиваться с прямыми эмоциональными реакциями клиента на себя, и далеко не всегда эти реакции позитивны для специалиста. Очень часто это проекция негативных чувств от клиента в связи с его психологической проблемой и психологической позицией или ролью. Это может быть агрессия (прямая и косвенная), выражение негативных аффектов, критика и угрозы и т д.
Не вызывает сомнений тот факт, что необходимость осознания контрпереносных чувств жизненно необходимо для профилактики и разрешения негативных профессиональных изменений во взаимоотношениях терапевт-клиент. Однако распознать и расшифровать природу и суть этих чувства в одиночку бывает крайне непросто, риск запутаться, упустить из виду нечто, крайне важное для процесса, слишком велик.
2. Я никогда не участвовал в супервизиях, не хочу показаться некомпетентным в глазах других специалистов.
Страх показаться некомпетентным, желание соответствовать определенному уровню присуще многим специалистам. «Вдруг я сделал что-то не так, и все об этом узнают?»Вынося свой случай на рассмотрение, специалист имеет полное право определить, чего хочет от супервизии. Он сам формирует свой запрос от группы и экспертов.
Правило «Стоп», позволяющее прервать обсуждение в любой момент или не отвечать на вопросы, вызывающие неприятие по тем или иным причинам, защищает от лишней информации.
3. Я и так мало получаю, у меня нет денег на супервизию!
Традиционная проблема начинающих специалистов — нехватка денег на супервизию. Посещение личного супервизора, действительно, требует определенных материальных затрат.
Именно поэтому работа в супервизионной группе может стать альтернативой работы с супервизором, если вы пока не можете себе позволить личного наставника.
Многие специалисты предпочитают «разговор на кухне» с коллегами во время обеденного перерыва…Однако, этот вариант имеет свои недостатки. Условия сохранения конфиденциальности здесь довольно условны. Бесплатное обсуждение рискует перейти в обыкновенный дружеский разговор по душам.
4. Что мне даст посещение супервизии?
Хочется подчеркнуть, что супервизия особенно необходима, когда специалист только начинает свою практику или имеет небольшой опыт работы. Ошибки и трудности, возникающие в процессе работы рискуют стать закономерными и системными, если вовремя не обратиться за помощью к профессионалам.
В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать, они также становятся для нас значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов, так как супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами.
Преимущества супервизии
В процессе прохождения супервизий специалист имеет возможность научиться:
• лучше понимать своих клиентов;
• осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;
• путем анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;
• оценить степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям;
• структурировать терапевтические взаимодействия как в течении отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;
• находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии.
Профессиональная изоляция еще никому не облегчала работу. Участие же в супервизионной группе призвано спасти специалиста от профессионального одиночества.
Супервизия дает шанс подняться и оглядеться, отказаться от легкого пути обвинения других — клиентов, коллег, организации, «общества», и даже самого себя; она может дать шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций.
Супервизии помогают перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для других профессионалов делает более профессиональной работу в целом, а клиентов — более защищенными от ошибок терапевтов.
Отличия личной терапии от супервизии
Начинающие специалисты не всегда различают личную терапию/психологическое консультирование и супервизию. В чем же разница?
В отличие от психологического консультирования (психотерапии) в процессе супервизии происходит «терапия» не личности специалиста, а процесса консультирования, рассматривающего опыт собственной практики взаимодействия с клиентами супервизируемого, блокаторы и контрпересносные явления, которые могут мешать оказанию психологической помощи .
Кроме знаний, умений, навыков — «китов» традиционного образования, в образовательном пространстве психолога-консультанта необходима специальная рефлексия и специальная забота о формировании профессионального сознания, профессионального мышления, профессиональной идентичности, развитии профессиональной коммуникации, о приобщении обучающегося консультанта, психотерапевта к профессиональной традиции, его укорененности в ней. И релевантное место для этого — супервизия.
Отличия супервизии от интервизии
Интервизия – это одна из основ профессионального роста психотерапевта, психолога-консультанта. Это группа личного опыта, где практикующие специалисты примерно равного статуса обсуждают психотерапевтические случаи, вызывающие затруднения в работе. Этот процесс очень напоминает клинический разбор, только в фокусе интервизии находится психотерапевтический случай, а не клинический психиатрический. А в остальном очень много сходства.
Психотерапевт-докладчик представляет случай, который хочет разобрать и обсудить, и формулирует свой запрос к группе в чем у него возникли сложности или проблемы, затем участники задают свои вопросы, ответы на которые необходимы им для более полного понимания картины случая. Затем начинается самая интересная часть: обсуждение сложностей, постановка гипотез, выработка возможных стратегий дальнейшей психотерапевтической работы.
Один из больших плюсов этого процесса в том, что он позволяет расширить взгляд психотерапевта на свою работу, своего клиента, отследить и избежать в дальнейшем появления такого феномена как «дрейф за клиентом», избавиться от «зашоренности взгляда» иногда появляющейся из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы (что может быть характерно для начинающих специалистов, но не только для них). В конце интервизии ведущий подводит итоги и резюмирует работу группы.
Таким образом, интервизия предполагает формат горизонтального взаимодействия (все участники равны) в группе, в отличии от вертикального формата при супервизии (где есть главный «гуру»).
Суть работы психолога/психотерапевта иногда отражают в следующей метафоре:
«Психотерапевт, по сути, ничего нового в клиента не инсталлирует, он всего лишь помогает обнаружить то, что уже есть.
Допустим, вы живете в полутемной комнате, где из мебели у вас есть только стул. Вы привыкли на этом стуле делать все – и сидеть, и спать, и одежду гладить, и есть за ним, и использовать его в самообороне. Вам неудобно, спина затекает спать на нем, на сиденье мало что помещается, но вы так привыкли.
Что делает терапевт? Он включает в вашей комнате свет. И вы с удивлением обнаруживаете, что в ней полно стоит всякой мебели пригодной для использования по назначению. Шкафы там, диван, стол, еще что-нибудь. После стула вам, наверное, на кровати нормальной не очень удобно спать будет, так что процесс освоения кровати может занять какое-то время. И периодически будет тянуть обратно на стул, и это нормально.
Когда в комнате загорается свет – это самый удивительный момент. Вот это ощущение, что у тебя, если не все, то хотя бы кое-что есть, очень счастливый и вселяющий уверенность».
Литература
Список использованной литературы:
1. Булюбаш, И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии / И.Д. Булюбаш. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003 – 223 с.
2. Джейкобс, Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций: Рук. для преподаваталей психодинам.
психотерапии и психоанализа: Учеб. пособие для доп. образования / Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид, Дональд Джордж Мейер. — СПб.: Б.С.К., 1997. – 233с.
3.Кулаков, С.А. Супервизия в психотерапии: Учеб. пособие для психотерапевтов и супервизоров / С.А. Кулаков. – СПб.: Мед. центр С.П. Семенова «Вита», 2004 (Полиграф Упак). – 126 с.
4. Рагулина, М.В. Супервизия в психологической практике: учеб.- метод. Пособие / М.В. Рагулина, Е.Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – 124 с.