Психологические методы исследования по С. Л. Рубинштейну

Общая психология
Психологические методы исследования по С. Л. РубинштейнуСергей Леонидович Рубинштейн предложил свою классификацию психологических методов, разделив их на две основные группы: наблюдение и эксперимент.
Группу наблюдения Рубинштейн разделил на самонаблюдение и объективное наблюдение, которое подразумевает четко поставленную цель, разаботанный план и избирательность и разделяется на косвенное и прямое наблюдение. Суть психологического наблюдения в том, чтобы не только фиксировать определенные факты, но и использовать их в качестве основы для формирования гипотез.
В группу экспериментальных методов входили лабораторные и естественные эксперименты.
Также Рубинштейн выделял генетический метод в психологическом исследовании — способ выявления закономерностей психики с помощью прослеживания ее развития.

Методы исследования в психологии

Наблюдение

Выделяется свободное наблюдение, не имеющее строгих ограничений и правил. Объект, предмет и цель свободного наблюдения зависит от желания наблюдателя и может меняться. Стандартизированное наблюдение наоборот имеен строгий заранее составленный план, определенный объект и цель исследования. Составленной программе действия стандартизированное наблюдение следует несмотря на какие либо изменения. Включенное наблюдение предусматривает участие наблюдателя в том процессе, за котором он ведет наблюдение.

Опрос

Успех устного опроса зависит от личности психолога и особенностей личности наблюдаемого. Взаимодействие этих лиц определяет удачное или неудачное проведение устного опроса. Также выделяется псиьменный опрос — наиболее известная форма — анкетирование. Опрос, где опрашиваемому не предлагают варианты ответов, называется свободным, такой метод может дополнять как устный так и письменный опрос.

Тесты

При проведении тестирования испытуемому предлагают четкие варианты ответов. С помощью тестов определяется количественные и качественные особенности исследуемого явления. Выделяют следующие виды тестов:
  • Тест-опросник — сборник заранее подобранных вопросов с четкими вариантами ответов;
  • Тест-задание — система заданий, по выполнению которых составляют харктеристику изучаемых качеств, присутствующих у испытуемого;
  • Проективные тесты — эти тесты основаны на утверждении, что человек склонен приписывать свои неосознанные недостатки другим людям.

Эксперимент

Метод эксперимента делится на естественный эксперимент, который орагнизуется так, чтобы испытуемы чувствовал себя абсолютно естественно — подбираются естественные условия, экспериментатор почти не влияет на ход эксперимента и на лабораторный эксперимент, который проходит в искусственно-созданной ситуации.

Моделирование

Создание модели интересующего явления. На этой модели и проводят все исследования с целью изучить качества и свойства феномена.
Различают
  1. математическую модель — выражение или формула, отображающая явление;
  2. техническое моделирование — создание какого либо устройства, повторяющего основные свойства явления;
  3. кибернетическое моделирование — использование информатики и кибернетики в качестве элементов модели;
  4. логическое моделирование — моделирование с помощью идей и символов математической логики.
Оцените статью
Добавить комментарий