Джон Локк

История психологии

Джон Локк (John Locke), 1632–1704 – английский философ, психолог, педагог, политический деятель. Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Рене Декарта, признававшего наличие в душе врожденных идей, отстаивал положение о происхождении всех идей из опыта душа – чистая доска, на которой лишь опыт пишет свои письмена , подкрепляя это положение анализом известных ему фактов различия представлений у разных народов, наблюдением за развитием детей и др.

Джон Локк

Локк выделил две формы опыта: внешний опыт, или ощущения, посредством которого познается внешний мир, и внутренний опыт, или рефлексия, посредством которого познается деятельность собственного разума, т. е. собственное сознание. Основным элементом структуры сознания считал, т. о., идеи ощущения и идеи рефлексии, которые могут быть простыми и сложными составными. Сложные идеи образуются 2 путями. Наиболее частый путь – с помощью особой деятельности разума. В результате таких операций ума, как сравнение, абстрагирование и обобщение, формируются понятия.

Локк обосновывает концепцию эмпирического обобщения, получившую затем широкое распространение в психологии и педагогике. В современной отечественной психологии ей противостоит концепция теоретического обобщения В. В. Давыдова. Второй, более редкий путь – образование сложных идей посредством ассоциаций авторство термина ассоциация принадлежит Локку. Этим путем образуются достаточно случайные, произвольные объединения идей напр., предрассудки, страхи и т. д. . Идеи Локка получили развитие в различных направлениях интроспективной и ассоциативной психологии последующих веков.

Джон Локк также противостоял теории Декарта о существовании врожденных идей. Неправоту этого мнения Локк доказывал тем, что все люди усваивают знания с разной скоростью и качеством, что одновременно в мире существуют глупцы и нормальные люди. Также и детей очень сложно обучить чему либо, хотя если бы в сознании человека существовали врожденные идеи, все люди одинаково быстро осваивали те или иные науки, дети с младенчества умели бы читать и считать, а все люди придерживались единых принципов, норм и взглядов, имея общие врожденные идеи. Поэтому Локк утверждал опытную природу всех познаний человека, говоря о том, что ребенок познает мир по мере своего развития и накопления собственного опыта. Рождается же человек с абсолютно чистым сознанием. Таким образом вводится понятия tabula rasa — чистая доска.Эта доска заполняется благодаря воспитанию и формировании личности ребенка.

Также Локк отводил огромную роль воспитанию, замечая также, что воспитывая ребенка нужно взывать не столько к его разуму и возможности понять, сколько к его чувствам, только таким образом можно закрепить у ребенка правильную реакцию на те или иные поступки. Самым ценным механизмом познания Локк называл природное любопытство, которое в итоге превращается в стремление к знаниям. Также Локк уже тогда говорил обиндивидуалистическом подходе в обучении ребенка, более быстрое обучение, утверждал Локк, зависит от того, насколько педагог будет учитывать особенности ребенка.

Итак, Локк утверждал, что все знания проистекают из опыта, из ощущений, которые составляют основы разума. Локк выделял два вида опыта: Внешний — ощущения и внутренний — рефлексия. Сознание у Локка было восприятием всего происходящего в разуме человека. То есть предметом сознания было не внешние предметы а все внутренние процессы, происходящие в человеке. Из этого вывода сформировалось понимание предмета психологии и стало основой для следующих научных концепций.

Также Локк выделял три вида знаний:

  1. высшая ступень — интуитивное познание
  2. вторая ступень — демонстративное
  3. низшая ступень — сензитивные знания.

Причину челоческих заблуждений он видел в явлении ассоциаций — он и ввел этот термин в психологию.

Исходя из этого, Локк признавал частичную познаваемость внешнего мира. Но утверждал, что свой внутренний мир человек может познать полностью и объективно с помощью рефлексии.

Оцените статью
Добавить комментарий