Саморефлексия — один из наиболее практичных и социально ориентированных навыков, потому что именно она дает возможность быть уверенными в том, что мы держим руку на пульсе перемен. Благодаря саморефлексии мы добиваемся целостности. В данном контексте целостность означает тесную связь между тем, кто мы есть в нашем представлении, тем, чего хотим достичь, и тем, что мы на самом деле делаем. Этот навык позволяет нам также видеть искажения, существующие в нашем воображении, в наших мыслях, чувствах и в нашем поведении.
Саморефлексия позволяет оглядываться назад и смотреть вперед. Но самое главное — саморефлексия дает нам возможность смотреть вглубь и находить равновесие между нашим внутренним миром и тем внешним миром, который мы сами создаем.
Джек Мезиров описывает три функции саморефлексии, касающиеся обучения взрослых:
• саморефлексия как руководство к действию;
• саморефлексия с целью понять неизвестное;
• саморефлексия с целью переоценки уже известного.
Саморефлексия как практический навык
Рассмотрим следующие вопросы:
- Чего я/мы ожидали добиться?
- Чего я/мы добились на самом деле?
- Почему ответы на вопрос 1 и вопрос 2 отличаются друг от друга?(Обратите внимание, вопрос не сводится к тривиальному «Кто виноват?»).
- Какие действия нам следует предпринять, чтобы быть уверенными в том, что такое не повторится снова? Иначе говоря, чему мы научились?
Подумайте над тем, какой результат можно получить, периодически задавая себе эти вопросы и подходя к ответам на них объективно. Вопросы 1 и 2 требуют прямых ответов, отвечать на них следует как можно более полно и объективно.
Можно понять неизвестное, пересмотрев результаты своих прошлых действий и уяснив, каким образом их следует изменить, чтобы
перестроить наши ментальные схемы, которые были использованы при принятии решения относительно данного действия.
На более глубоком уровне понимания существуют три основных понятия и процесса, на которых основывается навык саморефлексии. Все они касаются способности размышлять о том, как мы думаем, способности действовать на более высоком и более осознанном уровне, постоянно отслеживая нашу собственную последовательность или непоследовательность, выстраивая предположения в логическую цепочку или подходя к ним с позиций интуиции, чтобы отразить их в зеркале сознания и размышлять над ними.
Основные три понятия, лежащие в основе навыка саморефлексии, таковы:
- метапознание;
- скрытые, эксплицитные и имплицитные знания;
- саморегуляция.
Метапознание
Метапознание представляет собой саморефлексию относительно собственной саморефлексии. Результатом этого становятся знания и убеждения относительно деятельности нашего разума. В дальнейшем такое осознание становится инструментом для формирования стратегии и управления содержанием и связями, имеющимися в наших ментальных схемах. При этом последние являются носителями нашего будущего выбора и поведения.
Метапознание дает нам возможность понять, что находится внашем разуме, как это выстраивается и хранится в виде знаний, навыков и убеждений; а также какие процессы и инструменты мы можем использовать для того, чтобы создавать или преобразовывать знания, также дает почву для стратегического мышления в направлении принятия решения, планирования и действия.
Саморефлексия представляет собой одну из самых мощных когнитивных стратегий, которая позволяет нам подходить к
ситуации более осознанно и предпринимать более продуктивные действия. И строится она на способности к метапознанию.
Если, скажем, мы знаем, что в сравнении с другими коллегами нам свойственно излишне переживать по поводу риска, связанного с тем или иным выбором, то стратегия в таком случае должна быть направлена на то, чтобы перед принятием решения собрать как можно больше информации. Тогда мы будем чувствовать себя свободнее и увереннее. Или же сможем подбирать свое социальное окружение таким образом, чтобы в нем были люди, которые по—другому относятся к риску и могут предложить другую информацию, другую логическую цепь или другое видение и идеи, тем самым уравновесить в наши когнитивные особенности своими.
Метапознание взаимосвязано с навыком саморефлексии. Для того чтобы активизировать метапознание, следует остановиться и заглянуть внутрь себя, изучить свои внутренние когнитивные модели и понять, как они соотносятся с нашим видением самих себя и своих целей. В то же время метакогнитивный процесс и метакогнитивные знания дают нам почву для саморефлексии.
Единственный момент, который умаляет роль познания, состоит в том, что оно не признает практической роли эмоций, в то время как очевидно, что последние имеют огромное значение, представляя собой составляющую метапознания.
Скрытые, эксплицитные и имплицитные знания
Скрытые, эксплицитные и имплицитные знания очень тесно связаны с метапознанием и также представляют собой неотъемлемую составляющую саморефлексии.
Скрытые знания – это то, что мы знаем и в чем убеждены, но не можем четко сформулировать, потому что это знание находится так глубоко, что составляет единое целое с нами самими.
Имплицитные (неявные) знания – это, что мы знаем, в чем убеждены и можем четко сформулировать, задействовав при этом свое мышление (например, покопаться в памяти) или, что бывает чаще, обратившись к окружающей действительности (например, спросив: «Скажи мне, как ты это делаешь?»).
Эксплицитные (явные) знания – это то, что мы знаем, в чем убеждены и что можем сформулировать без посторонней помощи (например: «Давай я покажу тебе, как я это делаю»). Затраты времени и усилий, связанные с саморефлексией, подразумевают, что мы хотим взять что—нибудь, в данный момент являющееся скрытым или неявным (имплицитным), и сделать его явным
(эксплицитным) для себя или других так, чтобы было возможно пролить на него свет, изучать его или обсуждать.
Саморегуляция
Способность человека осуществлять осознанный контроль над собой заключается в тех знаниях, которые он приобретает путем мета—познания с помощью преобразования скрытых знаний сначала в имплицитные, затем в эксплицитные, а также благодаря последующим суждениям о них.
Если говорить о самом процессе, то речь идет о нашей открытости и готовности перестроить свой разум или изменить свое поведение, чтобы соответствовать тем критериям, которые мы выбрали для себя и которые являются для нас приоритетными.
Например, среди представителей отдельных профессий принята определенная, понятная только им, манера поведения. И от других специалистов, имеющих отношение к данной области, также требуется, чтобы они следовали манере, принятой в качестве нормы. При этом считается, что ни правительство, ни законодательные органы не наделены полномочиями устанавливать правила для представителей данного сообщества.
Однако в том, что касается развития личности, а также применения подготовленного разума, саморегуляция представляет собой основной аспект навыка саморефлексии, особенно когда мы задаем себе вопрос: каким образом то, что я могу сделать, или то, что я уже сделал, соотносится с моими профессиональными стандартами?
Эти стандарты могут касаться этики, морали, социальной, интеллектуальной или финансовой сферы; однако, к какой бы сфере они ни относились, именно они определяют нижнюю границу наших решений и действий. Вот почему навык саморефлексии имеет столь важное значение на этапе осмысления цикла восприятия—действия. Благодаря саморегуляции мы получаем возможность
действовать в соответствии с внутренними нормами и стандартами.
Как совершенствовать навык саморефлексии
Существует множество способов, с помощью которых можно совершенствовать навык перспективной саморефлексии. Первый способ представляет собой как бы один из вариантов ретроспективной саморефлексии. Перед тем как принять решение или
приступить к действиям, задайте себе ряд вопросов.
- В чем заключается моя цель или мои намерения?
- Что мне известно о данной ситуации? Что из этого я могу использовать, чтобы увеличить свой шанс достигнуть цели или реализовать намерения?
- Чем я рискую, если начну (или не начну) действовать?
- Каковы возможные варианты развития событий, если я начну действовать? А если не начну? Стоит ли рисковать ради этого?
- Что нам неизвестно о данной ситуации, а что стоит изучить, перед тем как начать действовать?
- Что я был бы рад увидеть и услышать в результате своих
действий? - Готов ли я стоять во главе тех изменений, которые могут произойти?
Просить об обратной связи – это совершенно естественный шаг на пути развития навыка саморефлексии. В обратной связи проявляется реакция окружающих на ваше решение, действие или намерение.
Вот краткий перечень вопросов, направленных на получение обратной связи.
- «Если бы вы были на моем месте, что бы вы подумали об этом?».
- «С вашей точки зрения, какую информацию я не учел или просто упустил?».
- «Что из того, что только что произошло, было правильно?».
- «Как бы мы могли определить возможные последствия?».
Навык саморефлексии — это способность анализировать свои мысли, эмоции и поведение, понимать свои особенности и аспекты стороны, а также находить нарушения пути и роста. Некоторые случаи применения с навыком саморефлексии включают в себя:
- Ведение дневника. Записывайте свои мысли и эмоции в конце каждого дня. Это вам поможет понять, что происходит в вашей жизни, и как вы на это ответите.
- Общение с друзьями и близкими. Обсуждайте со своими мыслями и эмоциями, и слушайте их мнение. Иногда взгляд со стороны может помочь увидеть реальность в другом свете.
- Медитация. Практика восприятия поможет вам сконцентрироваться на своих мыслях и эмоциях, уменьшить стресс и осознанность.
- Анализ возможных действий. После того, как произошло какое-то событие или вы потеряли какое-то действие, задумайтесь, почему вы поступили именно так, какие эмоции вам помешали и что можно было бы сделать по-другому.
- Чтение книг и статей о саморазвитии и саморефлексии. Изучение может помочь вам лучше понять себя и свой внутренний мир, а также изучить новые методы и технологии.
Наконец, важно понимать, что саморефлексия — это процесс, который требует времени и результатов. Не ожидайте быстрых результатов, но постепенно вы увидите, как ваша способность к самоанализу будет расти и выполняться.
Саморефлексия — основная часть терапевтического опыта любого пациента, способствующая развитию самосознания и интуиции.
Саморефлексия — один из важнейших аспектов деятельности терапевта, овладевающего искусством психотерапии. Развитие саморефлексии осуществляется с помощью личного психоанализа и психотерапии терапевта.
Тем не менее, на супервизорских встречах терапевты стремятся преодолеть тревожные чувства, воспоминания, фантазии и дестабилизирующие импульсы, возникающие как следствие работы с пациентами.