Роли руководителей в управлении

Психология управления

Осуществляя процесс управления, руководитель незаметно для себя применяет определенную модель поведения. Эти модели поведения называются управленческими ролями. Существует несколько типологий, в которые заключены эти роли. Самые распространенные из них: психологическая ролевая типология, составленная Л. Д. Кудряшовой, типология видов общественных ролей, предложенная Г. Минцбергом, типология Дж. Мутона и Р. Блейка и типология стиля управления, которую создал К. Левин.

Роли руководителей в управлении

Типы руководителей по Л. Д. Кудряшовой

Психологическая ролевая типология, разработанная исследователем в области психологии Л. Д. Кудряшовой, состоит из восьми типов управленческих ролей.

  1. «Регламентатор» — в профессиональной деятельности он ориентируется на формальные ее аспекты, стремится к порядку в деятельности подчиненных.
  2. «Коллегиал» — в отличие от «регламентатора», «коллегиал» склонен к коллективизму во время принятия решений. Для этого психологического типа характерна нечеткая система контроля.
  3. «Показушник» — характеризуется быстрым реагированием на меняющиеся обстоятельства, а так же изменением мнений и оценок в зависимости от положения дел.
  4. «Объективист» — сосредотачивает внимание на внешних факторах, которые находятся вне границ системы управления.
  5. «Формалист» – этот психологический тип пересекается с «регламентатором» в формальных аспектах профессиональной деятельности, но склонен к задержке решений управленческих вопросов.
  6. «Максималист» – во всех сферах организации управления склонен к преувеличению. Для этого типа характерно повышенная требовательность к подчиненным и стремление к результативности.
  7. «Организатор» – решает основные задачи управления: составление плана, распределение кадров, техническое оснащение.
  8. «Диспетчер» – занимается решением повседневных проблем.

Важно отметить, что осуществление вышеуказанных ролей зависит от многообразия личных целей управления. То есть, каждая роль направлена на определенных людей, которыми могут быть как подчиненные, так и руководители не только данного подразделения.

Типы руководителей по Генри Минцбергу

Ролевая типология, составленная канадским экономисто Генри Минцбергом, сильно отличается от типологии представленной Л. Д. Кудряшевой. В основе типологии Минцберга лежат понятия о видах общественных ролей. Данная типология включает в себя:

  1. Межличностные роли, которые отличаются порядком построения отношений и формой взаимосвязи. (Руководитель, лидер, связующее звено)
  2. Информационные роли, которые связаны со степенью инициативности в средствах связи. (Занимающийся сбором информации, ее распространитель, эксперт)
  3.  Функциональные роли, которые относятся к принятию решений. (Предприниматель, корректор, распределяющий ресурсы, занимающийся переговорами)

Генри Минцберг утверждает, что все руководители склонны менять свои роли в связи с требованием ситуации и на разных стадиях своей управленческой деятельности. На этом основании можно прийти к выводу, что овладение указанными ролями неразрывно связано с процессом адаптации руководителей в профессиональной сфере.

Ролевая типология Дж. Мутона и Р. Блейка

В основу этой типологии легли факторы, определенные американскими учеными Дж. Мутоном и Р. Блейком, как факторы, влияющие на направленность управленческих ролей.

К этим факторам они отнесли: интерес к человеку (персоналу) и интерес к производству (конечному результату).

Таким образом, можно выделить пять ролевых положений, основываясь на силе интереса руководителя к каждому из двух факторов.

  1. «Страх перед бедностью» — недостаточное внимание к вышеуказанным факторам. «Дом отдыха» — усиленное внимание к персоналу в урон результату.
  2. «Авторитет и подчинение» — повышенный интерес к результату.
  3. «Организация» — неосуществимость выбора приоритета в управлении.
  4. «Команда» — равный интерес к управленческим факторам.

Анализируя вышеприведенные типологии, становится ясно, что наиболее совершенный вариант осуществления управленческой деятельности зависит не только от психологических качеств, но и от степени профессионализма руководителя. По мнению Дж. Мутона и Р. Блейка это должно стать целью в усовершенствовании управленческих ролей и прийти к ней можно исключительно благодаря специальному обучению. С этими намерениями Дж. Мутон и Р. Блейк создали свою концепцию профессионального обучения руководителей находящихся на всех уровнях управленческой системы.

Типология стиля К. Левина

Для каждого руководителя характерен индивидуальный набор ролей. А качество исполнения этих ролей, по мнению К. Левина, определяет управленческий стиль. К. Левин ввел в психологию такое понятие как «стиль». Он создал типологию стилей управления, основываясь на методах влияния личности на группу людей.

  1. Первый тип, по К. Левину – авторитарный. Он характеризуется сосредоточением возможности принимать решения главных вопросов в одних руках, подавлением активности и предприимчивости персонала и жесткими приемами управления. Авторитарный руководитель фиксирует все проявление власти, поэтому не одобряет развития отношений между подчиненными. Отсутствие структуры отношений приводит к тому, что подчиненные не знают цели, которая известна руководителю. Основными формами воздействия на подчиненных в авторитарном стиле являются приказ и поручение, а в связи с обращением к этим способам среди подчиненных не редки стрессовые ситуации и конфликты.
  2. Второй тип – демократичный. Для него характерно принятие решений посредством групповой дискуссии с участием руководителя. К. Левин утверждал, что такой подход способствует появлению инициативы среди подчиненных. Руководитель демократичного стиля должен сохранять объективность в осуществлении управленческой деятельности.
  3. Третий тип, по К. Левину – попустительствующий. Этому стилю присуща свобода решений, как индивидуальных, так и групповых. Влияние руководителя, в попустительствующем стиле – минимально.
Оцените статью
Добавить комментарий