Проприум: понятие в теории личности по Олпорту

Психология личности

Американский психолог Гордон Уиллард Олпорт (11.11.1897 – 09.10.1967), как и многие его коллеги, изучал личность. Его интересовали все грани этой единицы, в частности характер и поведение. Олпорт считал, что личность человека – это многогранное целое, оно состоит из многих и многих биологически созданных и выработанных в ходе жизни элементов. Совокупность их Оллпорт называл проприумом. Психолог является автором термина, но понятие о совокупности всех граней личности вывели и другие специалисты. Проприум соответствует таким терминам как «Я» и «Эго». Согласно убеждениям Гордона Олпорта, проприум исполняет восемь жизненно важных функции. Рассмотрим их.

  1. Восприятие тела. Это способность психики воспринимать и анализировать все, что происходит с телом. Такая функция существует от рождения. Она призвана помогать человеку ориентироваться в пространстве и максимально эффективно использовать свое тело. Связь психики с сенсорными системами организма лежит в основе действия этой функции.
  2. Самопонимание. Человек достигает психологической целостности лишь тогда, когда приходит к пониманию своего внутреннего мира и принимает себя таковым, какой есть. Стартует этот путь к себе, по словам Гордона Оллпорта, когда малыш осознает собственное имя и начинает на него отзываться. А продолжается самопонимание всю жизнь. С каждым днем, с каждым новым опытом человек приближается к изучению собственного внутреннего мира. Это не просто знания о своей личности, но и понимание всех собственных эмоций, ощущений, поступков. Человек, который имеет желание развиваться, обязательно приходит к самопознанию и увлекается им.
  3. Эгоизм. Он является неотъемлемой чертой каждой личности. В разумных пределах эгоизм помогает человеку жить и устраиваться наилучшим образом, но иногда его действие делает личность слишком эгоцентричной и безразличной к проблемам окружающих. Эгоизм возникает уже в первые годы жизни и сопровождает личность постоянно. Он способствует ее развитию и укреплению в обществе.
  4. Развитие личности. Безусловно, это рост интеллектуальный и духовный, а также познание общества и поиск своего места в нем. С детства человек относит себя к семье, затем к группе детей, вместе с которыми учится, потом приходит время более широких и социальных открытий: личность осознает, что она является частью общества, нации, населения планеты. В этом и заключается ее развитие и расширение.
  5. Рациональное мышление. Функция, отвечающая за адекватное восприятие мира и реакцию на происходящее вокруг. Она позволяет человеку ориентироваться в обществе, поступать наиболее целесообразно и обеспечивать себе условия психологического и материального комфорта. Люди, у которых эта функция проприума развита достаточно высоко, имеют достойный уровень жизни.
  6. Восприятие себя. Взгляд со стороны на собственную личность очень важен для каждого из нас. Возможность восприятия себя позволяет человеку создать образ собственного Я и оценить его. Функция реализовывается в понятии о своем статусе, роли в обществе, собственных способностях и возможностях. Она помогает скорректировать поведение и спланировать будущее. Благодаря возможности оценивать себя, человек может выбирать и реализовывать жизненные цели. На основе восприятия собственного Я вырабатывается понятие об идеальном Я, то есть той модели личности, которая наиболее всего подходила бы человеку по его мнению.
  7. Мотивация личности. Мотивация – это стимул к действию, по этому она является важнейшей функцией личности, стимулирующей ее к деятельности. Гордон Оллпорт считал, что развитая личность, у которой работает функция развития и восприятия, в каждом своем поступке отображает свое Я.
  8. Открытие нового. Это функция, которая имеет глобальный характер и возвышается над остальными. Психолог утверждал, что познание – главная деятельность, которой личность занимается на пути своего развития. А умение познавать себя и понимать собственный внутренний мир есть вершиной развития человека.

Функции восприятия тела, самопознания и эгоизма зарождаются и развиваются уже в детстве. Они сопровождают человека всю сознательную и даже несознательную жизнь. Все остальные функции формируются и развиваются с каждым годом жизни, основываясь на опыте личности, ее собственных открытиях и наблюдениях. Проприума достигает целостная зрелая личность.

Оцените статью
Добавить комментарий