Для дальнейшего развития теории и для создания основы для интеграции накопленных знаний социальные психологи США все же склоняются к продолжению совершенствования существующих методов исследования. Характерной чертой современной социальной психологии является ее привязанность к научному методу. Для объяснения смысла общепринятого социальными психологами США метода можно выделить три главных операции:
- процесс сбора данных наблюдения (методология);
- построение теории (проводят интеграцию полученных данных в гипотезы, а затем и в научные законы);
- непосредственно сам эксперимент, его применение или проверка соответствия теоретических законов действительности.
Таким образом, главенствующая роль принадлежит сбору, обработке и проверке данных, теория же занимается лишь систематизацией данных, полученных в ходе применения метода. Становится понятным, почему именно физика (наука, обладающая развитой техникой экспериментов и математической обработкой данных) стала шаблоном и эталоном для социальной психологии. Поэтому, чтобы соответствовать стандартам физики, социальные психологи ставят перед собой следующие цели:
- исключить все человеческое из объекта исследования (насколько это возможно);
- максимально изолировать исследуемый объект от воздействия посторонних факторов, что позволяет увидеть недвусмысленную четкую связь между переменными, иногда контролировать ее;
- точное измерение и описание этой связи для дальнейшей ее верификации.
Непосредственная цель метода не заключается в установлении причинных связей в системе, потому как причинность, в принципе, не может быть доказана на 100% (ведь это всего лишь вывод, основанный только на имеющихся у нас данных). Но, в целом, общая идея такова, что , собрав достаточное количество информации и выявив в них стойкие связи, можно говорить о закономерностях.
Применение статистических методов также является важным критерием.
Американская социальная психология предусматривает следующие моменты относительно стандарта эксперимента: гипотеза имеет четкую формулировку, происходит именно ее проверка, а не каких-либо еще дополнительных сведений. Смысл эксперимента заключается в установлении причинно-следственных связей между изолированными переменными (зависимой и независимой), а также в строжайшем контроле соблюдения всех правил.
Именно контроль дает преимущество лабораторному эксперименту перед остальными.
Обычно исследование в социальной психологии сводится к тому, что берется какая-либо гипотеза из другой области психологии (например, из психопатологии), затем следует попытка воспроизведения реальной ситуации лабораторным путем. Такая «подгонка» гипотез к экспериментальным условиям приводят не к их проверке, а к подтверждению их истинности манипулятивным методом. В конце концов, если подтверждения так и не происходит, то виноватым считается экспериментатор, не сумевший достаточно хорошо воссоздать нужную ситуацию, в которой бы раскрылась очевидная истинность гипотезы.
Основываясь на данную ситуацию, Розенталь предоставил список свойств, присущих экспериментатору:
- характер данных, получаемых экспериментатором, зависит от его же ожидания;
- возможен и обратный вариант: когда экспериментатор понимает свою собственную склонность обнаруживать ожидаемые факты, он может начать искать совсем другие факты, чтобы не оказаться предубежденным;
- если экспериментатор изначально получает хорошие показатели, то в дальнейшем он будет «улучшать» их и, наоборот;
- предубежденность – это не фальсификация или умышленная подтасовка данных. Очевидно, что экспериментатор, сам не понимая того, имплицитно или вербально подкрепляет поведение испытумефх испытуемых;
- предубежденность передается интонацией или визуально, в то время, как испытуемый и экспериментатор имеют возможность видеть друг друга;
- экспериментатор, обладающий склонностью к жестикуляциям, одобрению, настроенный на дружеские отношения с испытуемыми, имеет более сильный эффект предубежденности;
- знакомство экспериментатора и испытуемого также усиливают эффект первого;
- экспериментаторы-женщины обладают большим эффектом экспериментатора, чем мужчины.
Для устранения влияния таких свойств применяется ряд условий: увеличение количества экспериментаторов, наблюдение за их поведением, проведение специальных тренингов с ними и т.д.
Кроме выполнения рекомендаций относительно экспериментаторов, следует проводить соответственные наблюдения и за испытуемыми. На данный момент ученые создали типологию испытуемых, основываясь на их реакции во время эксперимента. Испытуемые «услужливого» типа пытаются угодить, «осторожные» хотят показать свои лучшие качества, «эгоисты» самоутверждаются, участвуя в эксперименте и т.д.
Отдельно следует сказать о людях, которые добровольно решили участвовать в экспериментах. Зачастую это студенты, слушатели курсов по психологии. Выяснилось, что добровольцы участвуют в эксперименте, потому что это поступок, одобренный социумом, они легко решаются на участие в исследованиях такого рода, обычно имеют вредные привычки (курят, употребляют алкоголь и другие стимуляторы), нуждаются в одобрении со стороны окружающих, для них характерны перепады настроения, самобичевание, как правило, интроверты, не глупы, имеют желание примкнуть к «элите» общества, у них часто обнаруживаются симптомы невротизма, такие люди, как правило, относятся к среднему классу.
Специфичность исследования объясняется еще и тем, что такие эксперименты являются специализированным методом межличностного общения, где существует еще одна важная проблема – этическая. Она возникает из отношения к человеку: ведь можно предположить, что испытуемый не хочет показать свою реакцию, не знает или не хочет этого делать. Американские психологи очень долго и старательно пытались решить эту проблему (были составлены различные шкалы, опросники и т. п.), но действенного решения так и не нашли и, видимо, в ближайшее время ничего конкретного не предвидеться.
Особо активно развиваются методы, исключающие или уменьшающие вербальный самоотчет испытуемых.
Улучшаются старые и внедряются новые методы наблюдения (большое внимание уделяется мимике, жестам, телодвижениям, тональности и тембру голоса).
Имеют место и психофизиологические исследования (наблюдение за пульсом, кожно-гальваническими реакциями, частотой дыхания и артериальным давлением, изменениями эмоциональных модуляций голоса).
Вот и выходит, что проблема этики таких экспериментов возникает из-за процесса проникновения в психологическую сущность испытуемого. С одной стороны, скрыть истинный смысл эксперимента от человека не нанесет никакого вреда, но, с другой стороны, утаивая правду, человек как бы уже не является человеком и приравнивается к уровню подопытного животного, что нарушает его право на личную тайну.