Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии

Общая психология

Любая наука имеет в качестве своей основы житейский опыт, и у  каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Но знание научное отличается от знания житейского. Наука  это получение знаний с соответствиями, с определенными правилами и это система знаний, полученных в соответствии с определенными правилами.
Существует ряд определенных правил, характеризующих любую науку:

  1. в науке запрещено формулировать гипотезы, не допускающие экспериментальной проверки
  2. все гипотезы и выводы должны быть логически обоснованы
  3. эксперимент должен быть воспроизводимым
  4. результаты эксперимента должны быть общедоступными
  5. вывод должен либо подтверждать, либо опровергать гипотезу
  6. наука должна быть демократична в противоположность религиозным доктринам, т.е. результаты эксперимента могут обсуждаться всеми и со всеми.

Существует так же постулат в любой науке: должно быть наличие объекта исследования, т.е. не может быть науки о том, чего нет.
Итого получаем схему:  гипотеза (логическое следствие анализа проблемы) — проблема —  результаты – методика — экспериментальная проверка

Объект науки –  реальность, на изучение которой наука направлена. В науке выделяют объект науки, ее предмет и методы. То есть стороны объекта, относительно которых под своим специфическим узлом зрения выстраивает знание данная наука, называют предметом науки. Под методом в науке имеется в виду обоснованный и нормированный способ исследовательской деятельности.

В системе наук, психологии должно быть отведено особое место:

  • во-первых, потому, что эта наука о самом сложном, что пока известно человечеству
  • во-вторых, психология находится на особом положении потому, что в ней сливаются объект и субъект познания (человек с помощью мышления изучает само мышление)
  • в-третьих, особенность психология заключается в ее практических следствиях (познавая себя, человек будет себя изменять).

Существует пять отличительных особенностей психологических знаний от научных:

  1. житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология стремится к обобщениям, для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения
  2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, т.к. они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Научные  психологические знания рациональны и осознанны
  3. Третье отличие состоит в способе передачи знаний и в самой возможности их передачи
  4. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах: к житейским наблюдению и размышлениями в науке психологии житейской и научной: прибавляется эксперимент. В отличие от житейской она располагает обширным, разнообразным опытом
  5. Научная  психология подчас обладает уникальным фактическим материалом.

Психология – относительно молодая наука. Само слово психология в переводе означает «учение о душе». Впервые слово психология было введено в 1590 году, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В науку первым ввел слово психология в 18 веке немецкий ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой  психология становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение психология от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.

В нашей стране первая экспериментальная лаборатория по психология открылась в 1885 году, ее создал Бехтерев, затем он же создал такую же лабораторию в Питере в 1895 году, а в 1908 году он открыл в Питере Психоневрологический институт.
Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов.

Первоначально психология развивалась как академическая дисциплина, занимавшаяся исследованием субъективной реальности на основе интроспекции и эксперимента безотносительно к возможности ее практического приложения. В дальнейшем выделились прикладные (т.е. ориентированные на обслуживание определенных непсихологических практик) ее отрасли и собственно практическая психология, ориентированная на психологическую помощь как особую сферу профессиональной деятельности психолога.

В психологии, в связи с этим  различают три основные сферы:

  • собственно научную
  • прикладную
  • практическую

Психологию можно определить как науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
В Большой советской энциклопедии Леонтьев и Ярошевский дают следующее определение: «психология»  наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе жизнедеятельности человека и поведения животных.

Из этого определения видно, что деятельность принимается как исходная, а психика рассматривается как ее психологическая реальность, с которой имеет дело  производная и неотъемлемая сторона.Предельно упрощая, можно сказать, что предметом и задачами психологии являются психически управляемая деятельность.

Рассмотрим, что такое психические явления, прежде, чем дадим определение психики. Под ними понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность индивиду. Это означает, что психические явления не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются (то есть, мы не только видим, чувствуем, переживаем, но и знаем, что мы видим, чувствуем, переживаем). Отсюда следует, что единственный метод, которым можно все это изучить — психологическая интроспекция. Но, так думали классические психологи, которые считали, что ничего, кроме сознания, в психике нет, однако, существует целый ряд других проявлений психики, которые психология включила в круг своего рассмотрения:

  • факты поведения
  • неосознаваемые психические процессы
  • психосоматика
  • продукты материальной и духовной культуры

Вопрос об объекте,  предмете и задаче психологии до сих пор остается спорным, в первую очередь связаны они с трудностями в понимании объекта, невозможностью строго научного доказательства объективного существования психики. Различия в понимании сущности психического и подходов к нему определяют различия в трактовке объекта и предмета психологии в различных психологических школах. В связи с этим, психология в настоящее время существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым.

Существует три основных подхода к предмету:

  • религиозная точка зрения: психика – дар божий
  • изотерическая точка зрения: вера в тайные силы
  • научная точка зрения: материалистическое понимание психики

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

В этом определении:
Психика – свойство высокоорганизованной материи – материалистическое понимание устройства мира и его функционирования. Материалистическое понимание психики, но не сводимость психического к материальному, психическое – свойство материи. Не всякая материя обладает психикой, только живое обладает психикой.
Субъективно отражать (термин взят из физики, означает взаимодействие чего-то с чем-то, о взаимодействии мы можем судить по результату) объективную реальность. Не всякое отражение – психика, а только то, что вызывает переживания. Виды субъективных переживаний:

  • как ответ на физическую реальность
  • глюки
  • образы памяти

В какой форме мы отражаем: воображение, восприятие и ощущение, образы памяти, мышление (отражает закономерные существенные связи между событиями и предметами), эмоции (отражение субъективного отношения к происходящему).
Необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним – подчеркивает функцию психики – приспособительное значение (адекватное и успешное приспособление). Для выживания организма, ему нужно устанавливать со средой определенные отношения, а для этого ему надо ориентироваться во внешнем мире.

На уровне человека психика нужна, чтобы управлять своим поведением. Нам от природы даны натуральные психические функции, но для управления своим поведением необходимо перейти к ВПФ, связанным с культурно-исторической природой психики.
Чаще всего говорят, что объектом психологии является психика (понимаемая как фрагмент объективной реальности), а предметом – закономерности порождения и функционирования психики. Другой распространенный вариант: объектом является человек, а предметом – психика.
Развитие психики шло следующим образом:

  • панпсихизм – психика отождествляется с душой: психика есть у всего, т.к. у всего есть душа
  • биопсихизм – психика только у живого
  • зоопсихизм – психика на уровне животных
  • нейропсихизм – психика есть только у тех, кто обладает НС
  • антропопсихизм – психика только у человека
  • функциональный критерий – реализует организм какую-то функцию или нет

Уяснение природы психического, определяет теоретические предмет и  задачи психологии.
Задачи психологии

  • познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований
  • создание теории психики, объединяющей и объясняющей все полученные в исследованиях факты и закономерности. Первые вопросы, которые возникают при построении такой теории – вопросы о роли психики в живом мире, о тех функциях, которые она выполняет в эволюции и в жизни каждого организма, о механизмах психического отражения предметов, явлений, закономерностей окружающего мира
  • научиться понимать сущность психических явлений, раскрыть специфические психологические закономерности
  • Научиться управлять ими
  • Использовать полученные знания с целью повышения, эффективности тех отраслей практики, на пересечении, с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли
  • Быть теоретической основой практики психологической службы.
Оцените статью
Добавить комментарий