Последние комментарии
Особая благодарность спонсорам
Теория развития личности Эрика Эриксона
Эрик Хомбургер Эриксон (рожден 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — умер12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был ученым в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Сам Эриксон считал себя фрейдистом, брал за основу для своих исследований структуру личности, предложенную Фрейдом, только именовал ее элементы как "Оно" (желания человека), "Сверх-Я"(осознание обязанностией личности) и "Я" (мертвая точка). Хотя, в трудах о периодике развития личности он во многом не соглашался с Зигмундом Фрейдом.
В своих публикациях Эриксон писал, что изучение индивидуальности личности в ХХ веке также важно и необходимо, как и раскрытие понятия сексуальности, которым занимался Фрейд в свое время. В своей научной деятельности психоаналитик всегда принимал во внимание наработки коллег прошлого века и говорил так: "Различные исторические периоды дают нам возможность видеть во временных заострениях разные аспекты по сути своей неразделимых частей человеческой личности"
Объектом исследований Эрика Эриксона была личность в своей индивидуальности. Основой теории развития личности стали наблюдения ученого за жизнью семей разных обществ. Для яркого сравнения ученый выбрал семьи в индийских племенах и городах США.
Интересным стало то, что в каждом социуме и каждой культуре детей растят по-разному. И, в основном, методы воспитания формируют и применяют матери. Это дало толчок к выводам о влиянии стиля воспитания на личность человека. Сам же стиль зависит от того, в какой обстановке развивается семья. Индейцы готовили своих отпрысков жить в контакте с природой и уважать племенные традиции. Американцы же воспитывали в детях независимость, интеллектуальность и умение ориентироваться в социальной системе.
Предметом исследований Эрика Эриксона стали этапы развития личности. Поддерживая концепцию Фрейда о влиянии детства на весь жизненный путь человека, Эриксон занялся изучением возрастных особенностей индивида. Ему показалось, что для каждого возрастного периода существуют свои особенные качества, в зависимости от того, в каком социуме живет личность.
Какие задачи ставил перед собой Эриксон ?
Эриксон изучал личность в динамике ее развития и под влиянием социума. По этому, главной задачей было понять: как развивается личность на разных этапах жизни? Как формируется эго-идентичность и групповая идентичность? Основная же задача Э.Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Ученый предполагал, что процесс формирования происходит всю жизнь, он соглашался с мнением Фрейда, который разделил развитие личности на несколько стадий, и, более того, усовершенствовал систему австрийского психолога.
Методы, которыми пользовался Эриксон в изучении развития личности.
Теория Эриксона стала началом для существования психоисторического метода изучения личности. Суть его в том, что психоанализ применялся в на примере знаменитых людей, вошедших в историю человечества. Увлекшись практикой этого метода, Эрик Эриксон сделал анализ нескольких знаменитостей. Это были: Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и некоторые другие. В своей работе психолог пользовался биографиями знаменитостей, а также историческими данными, касающимися общества, в котором родились и жили исследуемые люди. На примере избранных личностей Эриксон доказал, что личность проходит некие стандартные периоды в своем развитии, но особенности развития зависят от общества, к которому должны были адаптироваться люди.
Автор теории развития личности пользовался также клиническим методом, который синтезирует информацию из различных источников в детальную картину личности конкретного ребенка. Для сбора информации он использовал наблюдения, тестирования, беседы и т.д. Эриксон работал с детьми разного возраста и на основе полученных результатов формировал свой уникальный подход к вопросу развития личности. Таким образом, психоаналитическая теория стала основой многочисленных исследований по различным аспектам эмоционального и социального развития, включая привязанность маленького ребенка к ухаживающему за ним человеку, агрессию, отношения между сиблингами, стиль воспитания ребенка, нравственность, тендерные роли и подростковую идентичность.
К числи методов работы Эриксона относятся также этнографические исследования. То есть изучение развития детей и взрослых в разных странах и культурах. Наблюдения за семьями в Индии дало неофрейдисту возможность сравнить их с типичными американскими.
30 Ноябрь, 2015 - 20:45
Спасибо за статью.
Спасибо за статью.
Вы можете связаться со мной по электронной почте:chuyakova1966@mail.ru или по скайпу: cvetabrain67